По распоряжению Антитеррористической комиссии Иркутской области Плотину Иркутской ГЭС закрыли для большегрузного транспорта.

Плотину Иркутской ГЭС закрыли для машин, способных увезти более 3,5 тонн.

Проезд грузовиков по плотине Иркутской ГЭС будет запрещён. Соответствующие знаки появятся на обоих въездах на неё до 31 января 2017 года. Как сообщает пресс-служба администрации города, это сделано в соответствии с распоряжением Антитеррористической комиссии Иркутской области. Та, в свою очередь, руководствовалась принятыми правительством России правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса. Они предусматривают запрет на сквозной проезд по дамбам гидротехнических сооружений не только грузового, но и общественного транспорта грузоподъёмностью более 3,5 тонны.

Одним из побочных эффектов диверсии на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии, совершённой 21 июля 2010 года, стало изменение российского законодательства. В мае 2012 года федеральное правительство приняло правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса. Пункт этого документа под номером 301 гласит: «Сквозной проезд автомобильного грузового и общественного транспорта грузоподъёмностью более 3,5 тонны по плотине (дамбе) гидротехнического сооружения должен быть исключён».

Однако в тексте содержится оговорка – если объезд находится более чем в 20 км или невозможен по каким-либо иным причинам, то можно обойтись мерами по контролю и досмотру машин из этой категории. Поэтому, в частности, запрет не коснулся Братской ГЭС. По гребню её плотины проходит часть федеральной трассы «Вилюй», а мост в нижнем бьефе, который в советские времена планировали построить в 13-й пятилетке (то есть в 1991–1996 годах), так и не был сооружён.

А в Новосибирске, к примеру, дело дошло до суда. В конце 2013 года региональная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о противодействии терроризму и наложила на работавшего тогда директора Новосибирской ГЭС Виктора Сершуна штраф в 35 тыс. рублей за то, что не были «приняты меры по контролю и досмотру» проезжающих грузовиков. Аргумент о том, что по гребню плотины проходит часть Чуйского тракта – федеральной трассы М-52, тянущейся до границы с Монголией, – не приняла в расчёт ни одна инстанция. В итоге суд встал на сторону прокуратуры: штраф необходимо заплатить.

Другая дорога федерального значения, М-53 «Сибирь», идёт в обход Иркутска, но в самом городе движение транспорта организовано по плотине первой гидроэлектростанции Ангарского каскада. Поскольку в пределах 20 км от неё находятся три моста, областная антитеррористическая комиссия решила закрыть проезд для грузовиков, способных увезти более 3,5 тонны.